Создание трансгенных  растений и животных может способствовать решению многих проблем, с которыми человечество сталкивается на всем протяжении своей истории. Это прежде всего продовольственная проблема и проблема создания лекарственных препаратов и их получения в достаточном количестве.

Производство сельскохозяйственных культур и продуктов питания с применением методов биотехнологии — один из наиболее быстро развивающихся сегментов мирового сельскохозяйственного рынка. В 2000 г. оборот мирового рынка пищевой продукции, произведенной с использованием генных технологий, составил около $20 млрд. Лидер разработок — США, которые намного обогнали другие страны по масштабам исследований и практическому применению генной инженерии и биотехнологии в области АПК, сосредоточив около 80% мирового производства генетически модифицированных организмов (ГМО).

США санкционируют производство продуктов питания на базе ГМО с 1992 года. К концу 1999 года генетически модифицированные продукты составляли 55% производимой американцами сои, 49% — кукурузы, 50% — хлопка. (http://www.rusbiotech.ru/animals_I.html).

Важным является то, что регулирование производства ГМО в США находится под жестким контролем государства, в частности Управления по качеству пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drugs Administration), Минсельхоза и Агентства по защите окружающей среды. Всего за период 1987-1999 гг. системой федерального контроля было проведено около 5 тыс. обследований и экспертиз, в результате которых к массовому использованию допущено лишь 40 наименований сельскохозяйственных продуктов с измененной генетической структурой.

Отношение к таким продуктам в Европе несколько другое. ЕС принял в апреле 1999 г. мораторий на распространение новых генетически модифицированных культур ввиду того, что их безвредность для здоровья человека окончательно не доказана. Этот мораторий будет действовать до того момента, пока не появится специальный общеевропейский закон, посвященный ГМО, который может быть принят не ранее 2002 года. Поэтому с сентября 1998 года в странах — членах ЕС обязательно указание ГМО на этикетках продуктов, их содержащих.

Еще ранее ЕС заблокировал поставки из США говядины, выращенной при помощи стимулирующих гормонов, которые производятся при использовании методов генной инженерии.

Разрастание споров вокруг производства и реализации продуктов, содержащих ГМО, было вызвано тем, что вплоть до настоящего времени правил международной торговли такого рода продуктами не существует. Страны ЕС в Сиэтле (США) в декабре 1999 г.  выступили против стремления США, Канады и Японии создать излишне либеральный режим торговли модифицированными пищевыми продуктами. Более 130 стран одобрили международный протокол, регулирующий торговлю генетически модифицированным зерном и семенами, который предусматривает обязательное предупреждение и идентификацию такой продукции.

Регулирующие органы США установили: продукты питания, изготовленные с помощью современных биотехнологий, не отличаются с точки зрения безопасности или качества от продуктов питания, производимых с помощью других методов, применяемых в растениеводстве. Американские фермеры начали выращивать больше соевых бобов, кукурузы и других генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, которые теперь не боятся насекомых-вредителей и некоторых видов гербицидов. Между тем, объединения потребителей в Европе и других крупных регионах, являющихся рынками для США, не хотят переходить на генетически модифицированные продукты питания, требуя дальнейших испытаний или соответствующей маркировки продуктов. (Хромов Ю., 2000 г. http://www.soyka.ru/ozd-pit/gmp.shtm).

В связи с увеличивающимся производством и импортом трансгенной продукции в нашей стране разработаны правовые документы, регулирующие генно-инженерную деятельность и использование генно-модифицированных продуктов (ГМ-продуктов), которые в обязательном порядке должны подвергаться экспертизе и проходить госрегистрацию, а продукты, содержащие белок или ДНК, затем маркироваться.

В РФ установлена система жесткого государственного контроля за генно-инженерной деятельностью, передачей и использованием генетически модифицированных продуктов (ГМ-продуктов). В настоящее время принято более 150 законодательных, правительственных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих любую деятельность в области биотехнологий. В этих документах указаны требования, предъявляемые к ученым, к проводимым ими генно-инженерным работам, определена ответственность научных организаций и государственных органов за безопасность при создании, выпуске в окружающую среду и использовании трансгенных растений и животных.

Основополагающим нормативным документом в сфере производства, импорта и реализации ГМ-продуктов является Закон РФ О государственном регулировании в области ген-но-инженерной деятельности от 05.07.1996 г. № 86-ФЗ. Ст. 11 этого Закона прямо устанавливает: Продукция (услуги), полученная с применением методов генно-инженерной деятельности, должна соответствовать требованиям экологической безопасности, санитарных норм, фармакопейных статей, обязательным требованиям государственных стандартов РФ .

В развитие требований Закона Постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 120 введена государственная регистрация ГМ-организмов (растений и животных). Установлено, что трансгенные организмы, впервые выпускающиеся на территории России и предназначенные для промышленного использования или импорта, подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация и ведение сводного единого государственного реестра зарегистрированных ГМ-организмов возложены на Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Постановлением утверждено Положение о государственной регистрации ГМ-организмов, которое является обязательным для выполнения всеми российскими и зарубежными субъектами научной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы, работающими на территории РФ в направлении создания модифицированных организмов, их использования и выпуска в окружающую среду, а также совершающими сделки, в том числе внешнеторговые, предметом которых являются модифицированные организмы.

Для обеспечения объективности и надлежащего уровня качества проверки представляемых сведений о безопасности ГМ-организма, подлежащего госрегистрации, создан постоянно действующий экспертный совет по вопросам безопасности. Он проводит экспертизу представленных сведений о безопасности ГМ-организма. На основании заключения совета Минпром РФ принимает решение о госрегистрации ГМ-организма или об отказе в его регистрации. При необходимости проводятся дополнительные испытания в Центре по сертификации, аккредитованном Минпромом РФ. На основании решения о госрегистрации Минпром РФ вносит сведения о ГМ-ор-ганизме в госреестр и выдает заявителю специальное свидетельство, подписанное министром. Срок действия свидетельства - до 5 лет, однако он может быть продлен по просьбе заявителя и заключению дополнительной экспертизы. В случае выявления негативного воздействия организма на окружающую среду свидетельство аннулируется.

За созданием, движением и хранением пищевых продуктов, полученных из ГМ-организмов (растений и животных), установлен постоянный государственный контроль специально уполномоченными организациями: научными учреждениями и лабораториями РАН, Минсельхоза РФ, Минздрава РФ, отраслевых академий - Россельхозакадемии и Медицинской академии, - создающих трансгенные организмы. Общий контроль находится в ведении главного государственного санитарного врача РФ. В целях реализации Законов РФ О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности , О качестве и безопасности пищевых продуктов , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , а также Закона О защите прав потребителей главный государственный санитарный врач РФ Постановлением от 08.10.2000 г. № 14 утвердил Положение о порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ). Экспертиза осуществляется рядом НИИ РАМН, Минздравом РФ, а также специальными медико-биологическими организациями под руководством Центра санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава РФ. При экспертизе, медико-генетической и технологической оценках ГМ-продуктов указанные организации проверяют: одинаков ли химический состав исходных и трансгенных растений, не ухудшились ли биологическая ценность и усвояемость приготовленных из трансгенного растения продуктов, могут ли растение и приготовленная из него пища вызывать аллергию или как-то иначе влиять на иммунную систему, являются ли они токсичными, канцерогенными или мутагенными и влияют ли на репродуктивные функции животных и человека. Только после прохождения всех этапов испытаний Госсанэпиднадзор РФ выдает санитарно-гигиениче-ское заключение на использование растения в пищевых целях. Заключение подписывается главным госсанврачом и передается заявителю. Сведения о ГМ-продуктах, на которые выдано санитарно-гигиеническое заключение, вносятся в специальный реестр.

В целях совершенствования системы контроля за реализацией сельскохозяйственной продукции, полученной на основе ГМИ, и соблюдения медицинских стандартов по примеру европейских стран Постановлением главного госсанврача РФ от 26.09.1999 г. № 12 дополнительно введена специальная маркировка ГМ-продукции, которая наносится на потребительскую упаковку товара (этикетку, лист-вкладыш, ярлык) с информацией о том, что это генно-модифицированный товар. Потребители должны быть информированы о том, что они покупают, тем более что ГМИ содержатся во многих популярных продуктах, прежде всего в импортных (в Европе трансгенные товары снабжаются лейблом с буквами GM ).

Маркировка производится только после того, как ГМ-продукт прошел в установленном порядке экспертизу и госрегистрацию.

Постановлением утвержден список ГМ-продуктов, подлежащих экспертизе и госрегистрации, но не требующих маркировки, т.к. они не содержат белка или ДНК, так называемый негативный список . По результатам экспертизы в этот список могут быть включены некоторые пищевые и биологически активные добавки. Обязательной специальной маркировке подлежат продукты, содержащие белок или ДНК. В Постановлении сказано, что без маркировки продажа ГМ-продукции запрещается с 01.07.2000 г. Однако ввиду ряда организационных причин, в частности из-за того, что требования о специальной маркировке продуктов питания на предмет наличия ГМИ не внесены в действующие ГОСТы, это условие до сих пор не выполняется. (Болдырев Ю. 2001. http://www.soyka.ru/ozd-pit/gmext.shtm).

-------------------------

Мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, но неизменными остаются социальные жизненно важные проблемы: охрана здоровья, обеспечение  продовольствием, охрана окружающей  природы, энергообеспечение и т.п.

Известно, что проблемы охраны здоровья человека в значительной степени зависят от обеспечения необходимыми  медикаментами. Биотехнология предлагает новые подходы к разработке и производству лекарственных, профилактических и диагностических препаратов, а также позволяет производить в достаточных количествах широкий спектр лекарственных средств, которые раньше были малодоступны.

Среди примерно 50 новых видов лекарств, вакцин и диагностикумов, появляющихся на рынке ежегодно, 10-15 получены с помощью биотехнологических методов. В стадии  клинического изучения находятся более 350 новых биопрепаратов, причем большинство из них предназначены для лечения болезней, которые считались неизлечимыми.(Лещинская И.Б., 2000).

По прогнозам, к 2050 году население Земли возрастет до 10 млрд человек и для обеспечения его потребности в продукции сельского хозяйства нужно будет увеличить объемы производства на 75%.  В связи с этим неизбежно биологическая система животноводства и растениеводства приобретет ещё большую популярность. По оценкам экспертов, уже в ближайшие годы биотехнология обеспечит прирост сельскохозяйственной продукции на 15-20%.

Связь биотехнологии с проблемами природоохранительного плана многообразна и заслуживает специального отдельного рассмотрения.