Концентрация оксида углерода II в городском воздухе больше, чем любого другого загрязнителя. Однако поскольку этот газ не имеет ни цвета, ни запаха, ни вку­са, наши органы чувств не в состоянии обнаружить его.

Самый крупный источник оксида углерода в городах — авто­транспорт. В большинстве городов свыше 90% СО попадает в воздух вследствие неполного сгорания углерода в моторном топ­ливе по реакции: 2С + О2 = 2СО. Полное сгорание дает в каче­стве конечного продукта диоксид углерода: С + О2 = СО2.

Другой источник оксида углерода — табачный дым, с которым сталкиваются не только курильщики, но и их ближайшее окру­жение. Доказано, что курильщик поглощает вдвое больше окси­да углерода по сравнению с некурящим.

Оксид углерода вдыхается вместе с воздухом или табачным дымом и поступает в кровь, где конкурирует с кислородом за молекулы гемоглобина. Оксид углерода соединяется с молекулами гемоглобина прочнее, чем кислород. Чем больше оксида углерода содержится в воздухе, тем больше гемоглобина связывается с ним и тем меньше кислорода достигает клеток. По этой причине оксид углерода при повышенных концентрациях пред­ставляет собой смертельно опасный яд.

Типичный автомобильный двигатель середины  60-х  годов выбрасывал с выхлопными газами в среднем 73 г оксида углерода на каждые 1,5 км пробега. К 1981 г. выброс оксида углерода новыми автомобилями достиг уровня всего 3,4 г на 1,5 км (дан­ные США).

Для достижения установленного стандарта выхлопные газы смешиваются с воздухом в присутствии катализатора. Дальней­шее окисление оставшегося оксида углерода происходит в ката­литическом преобразователе (Pt/Pd — платина-палладий). Имен­но такая система в настоящее время повсеместно выбрана для уменьшения выбросов СО в атмосферу. В Москве, например, по решению мэрии не оформляют покупку автомобилей иностран­ных марок до 1985 г. выпуска, т. е. без установленных каталити­ческих дожигателей на выхлопные газы. В США годовые выбро­сы оксида углерода постепенно уменьшались начиная с 1976 г., по мере того как новые модели автомобилей с каталитическими преобразователями выхлопных газов сменяли старые, менее эф­фективные модели; общий выброс СО автотранспортом США сократился с 64,3 млн т в 1976 г. до 47,7 млн т в 1983 г., т.е. на 25%. Одна из причин столь небольшого снижения связана с общей длиной пробега автомобилей, которая ежегодно возрастает из-за постоянного роста числа автомобилей на дорогах и улицах. Эффективность каталитических преобразователей со временем уменьшается и необходимо регулярно осуществлять повторные проверки  выхлопных  газов  автомобилей  на  содержание  СО. Борьба за качество воздуха во всех странах продолжается, по­скольку пробег автомобилей непрерывно растет. Этот неограни­ченный рост можно было бы сократить за счет создания новых систем общественного транспорта, привлекательных для населе­ния и способных широко развиваться, или перехода на электро­мобили.